Как у нас призывают в армию

30.05.2010

Реальная история. Свеженькая. Рассказанная Ниной Тереховой (Костромской Комитет солдатских матерей). И если мне кто-то будет говорить, что в провинции военкоматы лучше наших, питерских, то эту историю можно приводить, как контраргумент. Александр Владимирович Д., 1989 г.р., призван Островским военным комиссариатом 30.11.2009 г.

Из истории болезни:

05.08.2006 г. впервые выявлено заболевание «Псориаз».

31.09.2006 г. при посещении Д. Костромского областного кожного диспансера установлен диагноз: «Распространенный псориаз», лечение продолжено.

12.09.2009 г. при обращении в ОКВД диагноз уточнен: «Псориаз. Хроническая форма».

С медицинской картой Александр явился в Островский военкомат на призывную комиссию, прошел обследование, был признан годным с категорией «А»-2 (здоров годен) и отправлен в армию. Медицинская комиссия не приняла во внимание его основное заболевание: «Псориаз. Хроническая форма», которое по Расписанию болезней по законодательству РФ должно рассматриваться по ст. 62 «в» – категория годности «В» – ограниченно годен к военной службе, не призывается в мирное время.

С таким заболеванием он явился к месту службы и на фоне стрессовой ситуации весь покрылся псориатическими бляшками. Болезнь обострилась и распространилась по всему телу. В свидетельстве о болезни от 4 мая Госпитальной военно-врачебной комиссии в/ч 6892 имеются следующие записи: «Из-за того, что часто обращался к врачам, ухудшились отношения с сослуживцами. Снизилось настроение, нарушился сон, пропал аппетит, возникли мысли о нежелании жить», «Во время рассказа о ситуации в части, на глазах появляются слезы», «Сидит, опустив голову», «От дальнейшей службы отказывается, ссылаясь … на то, что ему будет тяжело в части, «где над ним смеются»». (На мой взгляд – типичный невроз, которого можно было избежать, нарушения со стороны военкомата наслоились на правовую неграмотность призывника).

Несмотря на явные проявления основного заболевания, в госпиталь для лечения псориаза его не положили, ссылаясь на отсутствие места в стационаре. Однако, психиатром в/ч он был направлен для обследования и лечения в ПБ им. П.Б. Ганнушкина, где его практически не лечили. По словам Александра в психбольнице он занимался хозработами, выносил тела умерших, а также военнослужащие использовались на наружных работах в качестве грузчиков. Но в историю болезни были вписаны препараты, которыми якобы лечили Александра: «феназепам» и «сонопакс» в течение с 18.02.2010 г. по 14.04.2010 г. На протяжении этих двух месяцев он неоднократно обращался к врачам с вопросом, сколько ему еще находиться в ПБ. В последний раз ему ответили, что если еще раз подойдет с таким вопросом, ему такой укол сделают, что больше спрашивать не захочет.

ВВК ПБ им. П.Б. Ганнушкина установлен диагноз: «Умеренно выраженная длительная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации. Псориаз волосистой части головы». Заболевание получено в период военной службы.

Все это время врач-консультант Комитета солдатских матерей (это не СПб, поэтому действительно КСМ) Тихомиров Ю.Л. настойчиво добивался от военной прокуратуры направления Д. в госпиталь для лечения основного заболевания.

Сразу же после выписки из ПБ Александр при поддержке прокуратуры был направлен и прошел курс лечения и ВВЭ по основному заболеванию. По заключению ВВЭ Дунаев был признан ограниченно годным к прохождению военной службы на основании ст. 17 «б» и 62 «б» Расписания болезней.

После возвращения из армии, 18 мая 2010 г. Тихомиров Ю.Л. и Д. выехали в Островский отдел ВККО для беседы с военкомом и врачами медицинской комиссии, в частности, с врачом-дерматологом (по совместительству – гинекологом) Харебава Любовью Дмитриевной по поводу причин незаконного призыва, невнимательным осмотром призывника и игнорирования записей в медкарте Д. на призывной медицинской комиссии.

До п. Островского – 90 км. Начальник отдела призыва ни врача-консультанта КСМ Тихомирова Ю.Л., ни Д. в кабинет не пустил, сославшись на обеденное время. Приехавшие расположились под лестницей на старых стульях, в ожидании приема у штатного медицинского работника – Миклашевич Светланы Борисовны, которая в кабинет приезжих пригласила, где и представила все документы Д., в которых не было никаких записей, свидетельствующих о его заболевании – «Псориаз. Хроническая форма», которым он болел с 2006 г. и регулярно проходил лечение в ОКВД. С военкомом встреча проводилась так же у лестницы, ведущей на второй этаж. И военком – Миклашевич Валерий Владимирович и его жена – мед. работник этого же военкомата – Миклашевич С.Б. обвиняли Александра в том, что он умышленно скрыл свое заболевании, тем самым подвел военный комиссариат. Разговор с Д. велся на повышенных тонах, достаточно грубо. Он пытался пояснить, что не скрывал своего заболевания, говорил об этом на медкомиссии и лично врачу-дерматологу и показывал псориатические бляшки с крупнопластинчатым шелушением на голове. Он так же пояснил, что на сборном пункте в г. Нерехта при осмотре врач увидел проявления заболевания, но все-таки отправил его в армию. Таким образом, ни один врач ни Островского военкомата, ни Областной призывной комиссии «не увидели» очевидного – множественных проявлений псориаза у призывника и не направили, как того требует ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Д. на обследование в ОКВД.

По факту незаконного призыва Д. можно сделать следующие выводы:

  1. Призывные медицинские комиссии, несмотря на то, что они переведены в гражданские учреждения, при осмотрах призывников проявляют преступную халатность в погоне за выполнением плана.
  2. В своей работе военный комиссар региона и отделы, работающие в районах, грубо нарушают ФЗ «Об образовании», ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».
  3. Органы исполнительной власти закрывают глаза на нарушение военными комиссариатами и отделами военных комиссариатов вышеуказанных ФЗ, а заодно и Конституции Российской Федерации, в угоду ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  4. План призыва, сформированный военным комиссариатом Костромской области и его отделами, превышает количество здоровых призывников, которых может дать область. Именно это и приводит в конечном счете к тому, что в армию призывают ребят с заболеваниями, не совместимыми с прохождением военной службы.
  5. Кадры в военных комиссариатах подбираются с нарушением ФЗ «О госслужбе». В частности, в Островском отделе ВККО.

И так обстоят дела не только в Островском.

В Костромской отдел ВККО после реформирования пришли все «старые кадры» из бывших военкомов и сотрудников военкоматов, что негативно сказывается на отношении к призывникам и их родителям. Председатель призывной комиссии Костромского городского отдела ВККО поясняет, что он «просто общественник» и направляет с обращениями в Барабанову А.Л. Можно сказать, что реформа военных комиссариатов на территории Костромской области успешно провалена.

А теперь смотрите, сколько ошибок допустил призывник.

  1. Свои документы и болячки он ПОКАЗЫВАЛ в военкомате. Показ к делу не пришьёшь. Потом любой врач скажет, что призывник на себе тельняшку рвал и кричал, что он в десант хочет, поелику здоров как бык. Надо посылать заявление, где обрисовывается ситуация со здоровьем, и прилагать к нему копии всех медицинских документов. Посылать по почте заказным письмом без объявления ценности (вместо описи кладётся акт о вложении, подписанный тремя лицами – достаточно призывника и его родителей) либо приносить в канцелярию военкомата и обязательно добиться, чтобы на втором экземпляре поставили штамп с датой приёма заявления. Образец заявления на сайте СПб солдатских матерей.
  2. На призывную комиссию и медосвидетельствование надо приходить со своими доверенными лицами, которые могут, в случае явного нарушения прав призывника, побеседовать со старшим врачом. Кроме того, они являются свидетелями, кто что показывал и говорил.
  3. Неправильное решение призывной комиссии надо обжаловать в суде.

Есть ещё много нюансов, читайте книгу о защите прав на сайте солдатских матерей, приходите по вторникам и по средам на семинары в СПб на Разъезжей, 9.

Я, хоть в «Солдатских матерях» уже не работаю, по старой памяти иногда веду в институтах и в училищах выездные семинары по правовым и медицинским аспектам призыва.

Орлова В. Как у нас призывают в армию // Проза Ру – 2010 – 30 мая