У молодых людей призывного возраста и их родителей – тревожная пора: совсем скоро, 1 апреля, стартует весенняя призывная компания. Но в комитете солдатских матерей считают, что готовиться к этому событию следует не за месяц, а намного раньше.
Консультируют призывников и их мам с папами в Костромском областном комитете солдатских матерей его председатель Нина Константиновна Бабкина и юрист Галина Васильевна Давидьян (обе трудятся здесь на общественных началах). По их мнению, родители часто пребывают в заблуждении, что достаточно на врачебной комиссии перечислить заболевания ребенка – и ему дадут отсрочку или освобождение от армии. Между тем, все заболевания должны быть подтверждены документально – справками, заключениями врачей, записями в медицинской карте.
Объясняет Галина Давидьян: «На комиссии изучаются прежде всего представленные бумаги и их соответствие расписанию болезней. Разумеется, призывника могут отправить на дополнительное обследование, но отталкиваются от представленных справок. Можно бегать и кричать, что такие-растакие врачи и работники военкомата, но виноваты в этом случае сами родители. Потому что кому как ни им знать о проблемах со здоровьем у своего сына. И уж если заболевание хроническое, то нужны подтверждения, что ребёнок состоял на учете в медучреждении. Словом, к моменту призыва в армию на руках должна быть полная история болезни. А в случае необходимости стоит вместе с сыном присутствовать на военно-врачебной комиссии. Право такое у родителей есть. Кроме того, ребята могут сами пройти медицинское обследование и перед призывом в армию принести справки в военкомат».
Как бы там ни было, совершенно здоровых призывников теперь немного, и именно в армии все болячки имеют свойство обостряться и «вылазить» наружу. Недавно в комитет солдатских матерей обратились родственники костромича, у которого в армии (он служит в Подмосковье) пошли чередом нарывы на разных частях тела, в придачу постоянно держалась температура. А дома такого не случалось вообще. Наши правозащитницы из комитета солдатских матерей связались с специалистами из Москвы, но, как им там сказали, это не тот случай, когда комиссуют. То есть парня будут лечить в госпитале. А если начнутся рецидивы, то опять направят в госпиталь. И опять. А там, глядишь, и служба кончится.
У многих ребят проблемы в армии связаны даже не с болезнями, а с неподготовленностью к значительным физическим нагрузкам. Хоть служить теперь только год, но будут и сборы, и марш-броски, на которых тепличным юношам придётся ой как несладко. «Парням, которые пойдут в армию, надо обязательно заниматься спортом, развивать силу и выносливость» – вроде, совсем простые вещи говорит Нина Бабкина, а не поспоришь.
Частым поводом для обращения в комитет солдатских матерей служит отсрочка от службы в армии, касающаяся учебы в магистратуре. Суть проблемы здесь в следующем. По законодательству призывник имеет право на две отсрочки по учебе.
Первой, чаще всего того не зная, пользуются ребята, которым исполняется 18 лет ещё в школе. Делается это практически автоматически, никто ребят, не дав им доучиться в одиннадцатом классе, в армию не призывает. Но именно эта «школьная» отсрочка потом служит препоной для продолжения учебы в магистратуре. В военкомате в этом случае говорят: «Две отсрочки уже давали – одну в школе, другую для бакалавриата, третью дать не можем». Тем не менее своё право на продолжение обучения в магистратуре со ссылкой на конституционное право на образование студенты доказывают через суд. Причём успешно. Такие примеры есть в других регионах. Есть прецедент и у нас. Костромской суд предоставил молодому человеку отсрочку для учебы в магистратуре. Сейчас в Костроме идут два аналогичных процесса, но затягиваются, поскольку военкомат обжаловал решение суда.
Комитетом солдатских матерей оказывается ребятам необходимую юридическая помощь.
Несмотря на сокращение срока армейской службы, продолжают поступать жалобы на случаи дедовщины. «К счастью, того беспредела, что был раньше, в военных частях уже нет. Но не так давно был звонок от родственницы солдата, который проходит службу в нашем городе. Парень воспитывался бабушкой, родителей нет. Раньше служил под Москвой, и все было хорошо. А потом перевели в Кострому. Мол, обижают старшие сослуживцы. Увы, при этом звонившие наотрез отказались назвать имя-фамилию парня – боятся, что вмешательство комитета может усугубить положение сына в части. И это далеко не единичный случай, когда родители опасаются упоминать название части и имя ребёнка. Но тогда и мы реально ничем помочь не можем. А сообщают о вещах недопустимых – отбирают банковские карты, телефоны», – рассказывает Нина Константиновна.
Что до альтернативной гражданской службы, то интерес к ней со стороны призывников скромен, но все-таки есть. Как считают в комитете солдатских матерей, энтузиазм юношей чаще сдерживают сроки прохождения АГС (один год и девять месяцев).
Чудинова У. Раз отсрочка, два отсрочка // Костромская народная газета. – 2018. – 14 марта. – №11(942). – С. 4.