«Она не боялась говорить правду в глаза»
Тамара Ивановна Добрецова – член совета, а в 1995-2016 годах – сопредседатель Костромского областного общественного экологического движения «Во имя жизни».
Общественная активность Нины Тереховой началась с экологического движения. И познакомилась я с ней, когда мы только приступили к работе по подготовке референдума о строительстве Буйской атомной станции.
За референдум подписи собирали трижды. Два раза их у нас браковали, а на третий мы собрали 38 тысяч подписей. И Нина Олеговна очень много нам помогала. Она как никто умела зажечь людей, пробудить в них гражданскую ответственность и на редкость талантливо писала листовки.
Почему мы референдум выиграли? Не только потому, что объездили всю область и провели немыслимое количество встреч. Огромна объединяющая роль именно листовок. Их столько было составлено! Причём ярких, доходящих до людских сердец. Этим у нас занимались Нина Олеговна, ветераны педагогического труда Елена Брониславовна Шутова, Татьяна Сергеевна Бухаевская и другие – целая команда, грамотная и дружная. Тогда представители экодвижения были частыми и желанными гостями на телевидении, на радио и в газетах. Это сейчас, увы, никуда не попадёшь. И чем сильно было движение «Во имя жизни», так тем, что работало в контакте со всеми общественными организациями.
Нина Олеговна очень здорово работала в «Яблоке», и думаю, что во многом благодаря ей яблочники пользовались в Костроме несомненным авторитетом, и вообще партия тогда находилась в расцвете, в самом дееспособном периоде своего существования. Что меня всегда поражало в Нине Тереховой, так её честность и принципиальность, она не боялась сказать всю правду в глаза. Не пряталась за чужое мнение, всегда имела своё.
Людей, к сожалению, разделяют амбиции. После успеха костромского референдума (87,43% граждан области, принявших в нем участие, сказали «нет» строительству АЭС) академик Алексей Владимирович Яблоков, тогда председатель межведомственной комиссии по экологической безопасности в Совбезе Российской Федерации, прислал нам поздравление. И имел неосторожность написать: «Особенно вы молодец, Тамара Ивановна». Я в движении «Во имя жизни» не с самого начала, пришла в него в 1993 году. Так вот те, кто стоял у истоков, сильно обиделись, что академик выделил Добрецову, а не их. Да так, что в организации началось брожение, ещё немного – был бы полный развал. И тогда Александр Иванович Исаков, член совета движения, собрал экстренное собрание в «Костромапроекте», где он работал, на которое пришли более трёхсот человек.
Опять же отмечу, что собрания и митинги в то время были мощными. Это сейчас дееспособное молодое поколение думает о деньгах, машинах, о чем угодно, только не о спасении окружающей среды. И огромная заслуга Нины Олеговны в том, что она помогла в то время никому не известной Валентине Ямщиковой стать депутатом областной думы. Но этому предшествовало упомянутое собрание, на котором благодаря яркому и убедительному выступлению Тереховой сопредседателем движения избрали Ямщикову. Был выбран и новый совет. Вот так тогда сумели преодолеть кризис и сохранить «Во имя жизни», которому недавно исполнилось 27 лет.
Отдельно хотела бы сказать о том, какое впечатление Нина Олеговна производила на людей. Когда она где-либо выступала, то все внимание сосредоточивалось на ней. Во-первых, она была редкой красавицей, во-вторых, завораживали её прекрасный голос и безупречно грамотная речь. И при этом никакой позы, все слова шли от сердца, от души. Поэтому так трогали и волновали людей.
Гражданская активность Тереховой в полной мере раскрылась, когда она с головой окунулась в работу созданного ею областного комитета солдатских матерей. Добрым словом хотелось бы помянуть и врача Юрия Львовича Тихомирова, её верного помощника в деле защиты солдат. Столько полезного ими сделано! А к Нине Олеговне за помощью обращались днём и ночью. И она очень многих спасла. Светлый человек! Никакой заносчивости, самовлюбленности. Обладала большими организаторскими способностями: сколько «круглых столов», встреч проведено! Мы постоянно сотрудничали. Я всегда удивлялась, как быстро она находила общий язык с детьми. А уж как любила свою единственную внучку!
Нина была меня значительно моложе, но я считаю наши поколения детьми хрущевской оттепели. Мы, получившие свежий глоток свободы, уже не могли прятаться за чужие спины. Отсюда и гражданская активность. А Нина ещё и дочь своих родителей. Отец – фронтовик, храбрый офицер. Мама – человек сильный, я бы даже сказала, властный, принципиальный, честный, которая тоже никогда сплетен не собирала и правду говорила в лицо.
Конечно, Нина Олеговна знала о неизбежности скорого ухода из жизни, но не теряла ни силы духа, ни самообладания и до конца не позволяла никакой небрежности в облике своём. Всегда элегантна, с причёской, а главное – неизменно приветлива, доброжелательна. Удивительного человека забрала у нас страшная болезнь, которая сейчас косит и косит людей. Но память о Нине Олеговне Тереховой будет очень долгой и светлой.
Правозащитник Нина Терехова. Статьи. Интервью. Воспоминания. Кострома, 2018. C. 36-38.