В день рождения костромской общественницы Нины Тереховой 11 октября состоялась презентация изданной Комитетом солдатских матерей и Костромским центром региональных исследований книги воспоминаний об этой женщине.
Объем издания — 50 страниц, тираж — 300 экземпляров. «7×7» выбрал фрагменты из прозвучавших на презентации многочисленных воспоминаний о Нине Тереховой тех, кто ее знал, кто с ней работал, дружил, кому она помогла, на кого оказала влияние.
«Нина Олеговна — человек исторический»
Открывая памятный вечер, историк и краевед, редактор-составитель книги «Правозащитник Нина Терехова» Николай Сорокин напомнил собравшимся, что Нина Терехова активно участвовала в деятельности экологического движения «Во имя жизни» и Костромского дворянского собрания, общества «Мемориал» и общественной наблюдательной комиссии по обеспечению прав граждан в местах лишения свободы, регионального отделения партии «Яблоко» и созданного ею костромского Комитета солдатских матерей:
— Я считаю, что для нашего города и нашей области Нина Олеговна — человек исторический. И Комитет солдатских матерей, который она создала, — это очень важное явление. Может быть, через сто лет будущие историки будут изучать, а как же в 90-х годах двадцатого века развивалась общественная жизнь Костромы. И вот тогда им очень пригодятся наши воспоминания об этой яркой, многогранной личности, какой была Нина Олеговна.
«Самостоятельность проявилась у нее в восемь лет»
— Мне вспомнилось, как Нина пошла в первый класс. 1 сентября я ее нарядила, а она мне говорит: «Мама, ты меня провожать не ходи. Если ты пойдешь провожать, я в школу не пойду», — рассказала мама Нины Тереховой Валентина Бельчинская. — Для меня это был шок, но она так настойчиво не позволяла мне идти, что пришлось просить знакомых незаметно проводить ее до школы. Вот такая настойчивость, самостоятельность проявилась у нее в восемь лет.
«Я благодарна профессии за то, что познакомилась с этим человеком»
— Нина Олеговна в моей жизни один из самых светлых и красивых людей, — сказала журналист Алевтина Новикова. — Она была красивой во всех смыслах. Я благодарна своей журналистской профессии за то, что познакомилась с этим человеком. Пять лет как ее с нами нет, а совершенно особый магнетизм ее личности так и остался с нами. И кажется, она и сейчас подбадривает, не дает обмельчать и скиснуть.
«Она могла зажечь других и объединить всех»
— Это был человек редкой души, человек принципиальный, умеющий отстаивать свою позицию. Она могла зажечь других и объединить всех. Когда она где-либо выступала, все внимание сосредоточивалось на ней. Во-первых, она была редкой красавицей, во-вторых, завораживали ее прекрасный голос и безупречно грамотная речь. И при этом никакой позы, все слова шли от сердца, от души, поэтому так трогали и волновали людей, — сказала активистка экодвижения «Во имя жизни» Тамара Добрецова.
«Я многому у нее научилась»
— Когда со мной случилась беда — сын пропал в Чечне, я не знала, куда идти. Все чиновники, депутаты боялись мне помогать, а Нина Олеговна сразу же взялась за мою проблему, — сказала мать погибшего в Чечне солдата Галина Калашникова. — Познакомившись с ней, я тоже стала участвовать в деятельности Комитета солдатских матерей. Вместе мы ездили в воинские части, встречались с командованием, помогали ребятам. Я многому у нее научилась. Каждый день я начинаю с молитвы, и Нина Олеговна у меня в списке.
«Много доброго и полезного сделала она для людей»
— В основном мы встречались с Ниной Олеговной на сборном пункте призывников в Нерехте, — рассказал сотрудник областного военкомата Игорь Свешников. — Сначала были и конфликтные ситуации, но постепенно они сошли на нет. И у Нины Олеговны, и у нас была общая цель — чтобы человек, который не годен к службе по состоянию здоровья, не попал в армию. Много Нина Олеговна сделала для обустройства сборного пункта. Мы заменили нары на отдельные кровати, построили душевую установку, улучшили быт призывников. Нина Олеговна со всеми общалась уважительно и доброжелательно. Много доброго и полезного сделала для людей.
«Она могла объединить совершенно разнонаправленных людей»
— Я просто пришел познакомиться с руководством регионального отделения партии «Яблоко» и тут же попал под обаяние Нины Олеговны. Она обладала такой чертой — могла объединить совершенно разнонаправленных людей. И еще в ней был удивительный стержень. Она была человеком мягким, но настойчивым, в ней удивительно сочетались прямолинейность и деликатность, — сказал активист партии «Яблоко» Андрей Беляев.
«В ней было чувство справедливости»
— У Нины Олеговны очень ярко проявлялось сочувствие к людям. Когда мы с ней ездили на первый гражданский форум, она с болью рассказывала, как много у нас нуждающихся, несчастных людей. В ней было чувство справедливости. Это чувство должно в людях сохраняться, чтобы выдержать все шаги власти, которые в настоящее время мы считаем несправедливыми, — сказала активист экодвижения «Во имя жизни» Галина Свиридова.
«Она имела собственное мнение»
— Нина Олеговна была погружена во все партийные дела и по очень многим вопросам имела собственное мнение, отличное от мнения Григория Алексеевича Явлинского. Она была вдумчивой, с ней всегда было о чем поговорить. И еще она была очень жизнерадостным человеком, даже болезнь не сломила ее, — сказала активист партии «Яблоко» Татьяна Овсянникова.
«Она спешила делать добро»
— Я ощущала ее поддержку все время, пока она была жива. У нее было обостренное чувство времени, — рассказала подруга Нины Тереховой Ирина Хорошавкина. — Она спешила жить и спешила делать добро. Она не знала, сколько ей отпущено, но старалась использовать это время по максимуму. Нина создавала прекрасные композиции из сухоцветов и соломки. И теперь ее картины, такие же светлые и теплые, как она сама, — это часть Нины, часть ее души.
Алексей Уханков
Фото Алексея Молоторенко