Нынешние призывники о своих правах знают неизмеримо больше своих ровесников советских времен. Те больше знали об обязанностях. Это подтвердил и круглый стол «Как защитить права призывников и военнослужащих?», прошедший в Костроме в минувшую пятницу. Тон обсуждению задали эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга.
Арсений Левинсон (Москва), юрист правозащитной инициативы «Гражданин и Армия», представил пилотный выпуск материалов о нарушении прав граждан при призыве на военную службу и при направлении на альтернативную гражданскую службу. Как раз в настоящее время (с 1 января по 31 марта) проходит постановка на воинский учет и многие школьники впервые сталкиваются с военными комиссариатами. К сожалению, и эта процедура проходит с нарушениями. Особенно чревато неправильное определение категории годности. Нередки нарушения при медицинском освидетельствовании. Как пример Арсений Левинсон привел случай массовой вспышки туберкулеза среди военнослужащих в военном городке в Уссурийске:
– 18 человек заболели открытой формой туберкулёза. А произошло это из-за того, что военкомат не направил призывника на флюорографию, что входит в обязательное медицинское обследование.
Кстати, призывники и их родители должны знать, что личное дело призывника не содержит никакой государственной тайны и чинить препятствия для ознакомления с ним в военкомате не имеют права.
Много внимания столичный эксперт уделил альтернативной гражданской службе. По его мнению, наибольшим препятствием для развития в нашей стране АГС является отсутствие достоверной и полной информации о ней. По этой причине у людей сложилось стереотипное мнение, что альтернативная гражданская служба предназначается для уклонистов, сектантов и лиц нетрадиционной ориентации. Между тем, АГС – не лазейка для уклонистов, а осознанный выбор в силу религиозных, пацифистских, антимилитаристских убеждений, отказа от личного участия в вооружённых конфликтах. И никаких документальных подтверждений наличия убеждений у призывника, выбравшего альтернативную службу, требовать не имеют права.
О том, что призывник может успешно защищать свои права, не прибегая к коррупции, говорил Александр Передрук, юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга»:
– Мы не решаем проблемы за кого-то, а решаем из вместе. Учим граждан защищать свои права самостоятельно.
Петербургскими правозащитниками активно внедряются в работе с призывниками и военнослужащими электронные технологии – консультации по скайпу, мобильные приложения (на одном из них есть кнопка, которая позволяет военнослужащему скрытым образом отправить родным сообщение о дедовщине). По заявлению эксперта, уровень насилия в армии действительно падает, но требуются дополнительные усилия, чтоб неуставные отношения, дедовщина (в международном праве – «пытки») были преодолены.
Редактор правового портала «Реальная армия» Вера Писарева (Москва) с сожалением отметила:
– В последнее время сложилась такая ситуация, когда сложно стало работать с государственными структурами. В Государственной Думе исчезла та часть депутатов, которые откликались на эти проблемы и не были зациклены на стереотипах.
В контексте обсуждаемых острых проблем призывников выяснилось, что в нашей губернии ситуация нормальная. Даже координатор Костромской группы Комитета гражданских инициатив Николай Сорокин отметил:
– В Костромской области ситуация с призывом более благополучная, чем в некоторых других регионах. По крайней мере, я не помню, за последние годы, чтоб у нас кого-то пытались призвать в армию одним днём.
Похоже, информация о препятствиях, чинимых призывникам, выбравшим АГС, удивила начальника юридического отдела Костромского областного военкомата Юрия Лукаша.
– У нас в области, – сказал он, – случаев препятствования призывникам проходить альтернативную граждансикую службу вообще нет. Есть другая проблема. К нам приходил директор интерната для престарелых и умолял больше никого не призывать на альтернативную службу, потому что он не знает, как теперь уволить этих людей. Они пьянствуют, прогуливают, а он ничего поделать с ними не может.
Дискуссионности круглому столу добавил общественный деятель Аркадий Смирнов. Он не только благодарен судьбе за два года службы в армии, но и задается сейчас вопросом:
– Ребята, давайте оглянемся, а родину-то защищать кто будет?
Что не оспаривалось никем на встрече, так это огромная роль организаций солдатских матерей в гуманизации армии, в борьбе с дедовщиной.